Городская навигация #2. Митап 27/05

Вторую исследовательскую прогулку по городу мы решили посвятить городской навигации вновь. Во-первых, тема очень обширна, чтобы с первой попытки понять ее закономерности в нашем городе, а во-вторых улица Максима Горького, где мы были в прошлый раз, довольно резко контрастирует с другими улицами городского центра: она менее популярна, на ней ничего не происходит, люди здесь гуляют редко, да и транспортный поток нерегулярен.

Поэтому нам требовалась другая улица, с большим количеством знаковых точек, чтобы можно было полноценно сравнить обе и уже сделать кое-какие выводы. Выбор пал на улицу Советскую.

Если кратко, Советская — одна из старейших улиц городского центра, которая пока ещё не растеряла свой старинный купеческий антураж и слабо подверглась перестройке (хотя есть исключительные случаи). Это очень живая уютная улица со множеством заведений и визуальных доминант, по которой можно изучать историю города, да и просто приятно гулять. Кстати, именно её предлагает администрация города, в качестве неприкосновенного исторического оплота и проекта потенциального творческого пространства (как бы намекая, что весь остальной центр постепенно уничтожит точечная застройка). В общем, улица интересная и мы решили проводить исследовательскую прогулку именно на ней.

Собственно, только начав делать первые шаги по нашему маршруту, мы сразу наткнулись на препятствие — лужу, в месте сопряжения тротуарной плитки и асфальта. Из-за такого недоразумения пешеходы вынуждены обходить по газону, вынося грязь на тротуар, а маломобильным гражданам приходится и вовсе несладко.

В целом, проблемы улицы Советской довольно типичны: здесь и стихийные парковки, и разбитые газоны и перепады уровней тротуара. Но, надо сказать, гулять здесь гораздо приятнее и удобнее, даже для людей на коляске в сравнении с той же улицей Горького. С другой стороны, улица Советская, по причине своей исторической значимости, является почти лицом города, а значит и требования к ней совершенно иные.

Качество навигации здесь местами хромает, однако не идет ни в какое сравнение с тем, что мы видели на Горького в прошлый раз. Гуляя по улице Советская, гость города может вполне себе ориентироваться: указателей и информационных табличек множество (правда, не на каждом доме они есть, а иногда отсутствуют лишь частично). Казусы в основном с отсутствием единого стиля, где каждый стремится выделить свою постройку ярче остальных. В итоге получается визуальная каша, которая сбивает с толку и портит облик улиц.

Кое-где сохранились таблички еще советского периода. Кстати, в Советское время все номерные таблички и указатели улиц старались выдерживать в едином стиле:

Когда бизнес пытаются совместить с городской средой, получается так себе. Например, одна из распространенных проблем современной российской навигации — совмещение рекламы и номерных указателей. Получается плохо, адреса читаются гораздо хуже, взгляд уже менее охотно выискивает необходимую информацию среди рекламных надписей, да и актуальность табличек приходится постоянно соблюдать:

Кстати, тот факт, что один и тот же адрес может быть обозначен разными табличками — уже не вызывает удивления. А еще мы обнаружили, что дублирование бывает и почти не различающимися указателями:

Кондиционеры — также серьезная проблема для облика улиц, в особенности — исторических. России необходимо вводить строгие правила эксплуатации таких технических решений, аналогичные европейским. Сейчас кондиционеры не только портят исторические кварталы, но, как в нашем случае, мешают восприятию информации:

Что касается пешеходной инфраструктуры, то спорных и откровенно халтурных моментов предостаточно. Примеры ниже показывают, что доступная среда формально есть, но воспользоваться ей невозможно:

Попадаются участки, где можно было бы спокойно проехать даже в инвалидном кресле, если бы не… лужи. Собственно, то же самое, что мы видели в самом начале:

На Советской очень много объектов культурного наследия. Оказывается, теперь на них вешают новые таблички, предупреждающие об особом статусе. Интересно то, что раньше на исторических памятниках писали «охраняется государством», а теперь «подлежит государственной охране». Новая формулировка менее строга, не находите? То есть как бы охране-то подлежит, а вот охраняется ли на самом деле — вопрос:

За всю прогулку мы нашли довольно много интересных мест, которым можно было бы придать новый функционал. Например, на пересечении с улице Кирова есть небольшой пустырь, который вполне мог бы стать уютным мини-сквером.

По улице Советская, кстати, проходит знаменитый маршрут «Красная линия», который по каким-то причинам не может полноценно функционировать. Сама линия уже давно стерлась, и это стало своеобразным городским мемом, но и состояние информационных стендов вызывает вопросы. Некоторые расположены так, что для считывания информации приходится протискиваться в узкое пространство между стеной здания и самим стендом:

Аналогичные проблемы месторасположения (а значит и восприятия информации) характерны для туристических указателей достопримечательностей. Чтобы прочитать надписи, иногда приходится выходить на проезжу часть или топтать газон.

Однако на теме стендов «Красной линии» и туристических указателей мы сейчас останавливаться не будем — это очень обширная область знаний, в которой много подводных камней и тонкостей. Возможно даже понадобится отдельная прогулка с акцентом именно на решения в области туристических маршрутов.

В финале встрече мы традиционно собрались в кафе за чашкой кофе, чтобы обсудить волнующие темы и дать ответы на все вопросы. А вопросов было немало. Во-первых, нас интересовали впечатления самих участников, и это важно, так как на основе такой обратной связи мы можем совершенствовать нашу технологию городских митапов. Оказалось, что некоторые участники буквально за две встречи в корне поменяли свою восприятие города и теперь стараются замечать самые незначительные детали инфраструктуры в повседневной жизни.

Наша задача сейчас — продолжать развивать технологию и дальше исследовать Курган, поэтому в третий раз мы решили пройтись уже по целому микрорайону Заозерному. Скоро увидимся!

Читать: первый митап по городской навигации 13 мая

Фото: Татьяна Волкова, Валентина Половникова, Роман Овчинников

 

 

...