Городская навигация. Митап 13/05

Городская навигация. Митап 13/05

Как изменить свой город? Для начала надо пройтись по нему пешком. Вот так просто и одновременно очень трудно. Вспомните, когда вы последний раз прогуливались по городу без спешки и рутины?

Город нужно знать, причём не из туристических буклетов или правительственных отчётов, а именно «знать» как житель, ежедневно его использующий. Плохие города делают люди, которые в них не бывают: чиновники ездят в автомобилях, поэтому не знакомы с проблемами общественного транспорта и пешеходной инфраструктуры. Из окна автомобиля город видно плохо, и именно так создаётся база для ошибочных и неэффективных решений. Поэтому для понимания проблем города, по нему нужно чаще гулять и тогда многие вещи станут яснее.

Но одних лишь прогулок не всегда достаточно. Какими должны быть удобные города, как правильно их создавать и что происходит у соседей — гораздо проще понимать эти вещи, зная теоретическую сторону вопроса. Оба этих шага мы решили совместить в прогулке по городу, которую назвали «митап«. Команда проекта «Мой Курган«, а также неравнодушные горожане самых разных профессий и стремлений собрались в выходной день, чтобы попытаться вместе понять наш небольшой город.

Главное, что мы хотели от этой встречи — не столько найти решение конкретных проблем, сколько показать людям практически безграничные возможности формата городских исследований и коммуникации между участниками, обкатать технологию подобных событий в будущем. Такой формат выглядит гораздо интересней и свободней обыкновенных лекций в аудитории. Здесь у каждого есть весь набор инструментов для изучения и взаимодействия с другими участниками. Никто никого не принуждает и не критикует: просто живая беседа в рамках прогулки, которая знакомит людей с собственным городом. Ну и свежим воздухом можно подышать.

В качестве экспериментальной территории для первой прогулки мы выбрали улицу Горького. Выбор именно этой улицы объясняется её сравнительно скромной ролью как в городской инфраструктуре, так и социальной жизни. Проще говоря, про эту центральную улицу практически никогда не вспоминают, здесь редко гуляют и она как бы выключена из событийного контекста Кургана. Именно поэтому такое «белое пятно» на карте города решено было подвергнуть исследованию, например, на качество навигации.

Главное правило городской навигации — простота и доступность. К сожалению, даже такие примитивные требования в наших городах выполняются редко: информации о достопримечательностях и ключевых точках (напр. вокзал, больница и т.д.) мало, или она многим не понятна, таблички с номерами домов нечитабельны, пешеходные направления зачастую неявны. Мы уж не говорим о низком качестве тротуаров, переходов и прочего. Все эти проблемы незаметны из окна автомобиля, но очень ощутимы для человека, впервые оказавшегося в незнакомом городе.

Одна только улица Горького показала абсолютную неприспособленность и для гостей города, и для тех, кто имеет ограниченные физические возможности. Работы здесь очень много, поэтому мы планируем проводить подобные встречи на регулярной основе. Итак поехали!

Начнем с того, что Курган остро нуждается в дизайн-коде, то есть правилах оформления наружных уличных объектов, стилизованных и определенных согласно строгому алгоритму. Если в городе нет или не соблюдается дизайн-код, то на улицах начинается бардак, и речь не только о мусоре: разноликие оформления офисов, незаконная реклама, вычурные вывески, хаотичная уличная навигация и многое, многое другое. Как вы понимаете, в России такая ситуация — не редкость. На той же улице Горького в Кургане можно найти кучу подобных примеров. Мы обращали внимание в основном на навигацию и лишь убедились, что этот хаос нужно менять:

Отсутствие единого стиля выражается даже в самих указателях улиц и номеров домов: число — в одном стиле, буквенная запись — в другом. Есть места, где обе таблички согласовываются друг с другом, но и там есть к чему придраться. То новые таблички повешены поверх ржавых старых, что совершенно портит впечатление:

… то вывешены на разных уровнях, да еще и в разных стилях:

Где-то нет названия улицы:

… где-то — таблички одолела реклама. Кстати, так делать категорически нельзя, так как такое соседство усложняет считывание информации и вообще является нежелательным:

И вот он, казалось бы, хороший пример навигации: и стиль общий, и уровень один. Но есть проблема: слишком мелко, прочитать это с противоположной стороны улицы невозможно. Если, конечно, вы не носите с собой специальный бинокль:

Встречались и как будто самодельные элементы навигации (но это не точно):

Мы рассматривали не только собственно указатели улиц, но и информационные ориентиры. Оказывается, они тоже между собой не могут решить, кто где главный:

Иногда вообще нет никакой информации о местонахождении гуляющего, где-то она была, но почти исчезла:

По пути попадались и интересные решения: владелец одного из кафе узаконил протоптанные на газонах тропинки, выложив их плиткой. По ним люди из парковочного кармана попадают на тротуар. Вместо того, чтобы ставить здесь забор, было решено поощрить людей, и это правильная тактика: планирование относительно удобства человека важнее всего.

И вообще, люди склонны ходить так как им удобно, а не так как видит это проектировщик.

Досталось и доступной среде. На самом деле ее практически нет, и мы этому не удивлены. Другое дело, что местами тротуары становятся очень опасны для мам с колясками и людей с ограниченными возможностями:

Разность уровней тротуара и проезжей части — это правильно: таким образом во время дождя влага быстро покидает тротуар. На улице Горького проектировщики поняли это буквально:

Этот участок тоже можно считать опасным для передвижения пешком.

Доступная среда пытается проявиться во всех элементах улицы. Вот, например, отдел культуры Департамента социальной политики. Крыльцо учреждения не оборудовано пандусом, но, видимо, по доброте душевной руководство пошло посетителям навстречу и сделало доступную среду из подручных средств. Получилось не столько удобно, сколько трогательно:

Интересно, что до этих последних ступенек тоже нужно как-то добраться, а кнопки вызова сотрудника для маломобильных граждан у отдела культуры тоже нет. Зато она есть у здания неподалеку, но здесь наблюдателя может хватить удар от обилия информации и способа ее подачи:

Мы с группой участников прошли по улице Горького сначала в одну, а затем в обратную сторону, завершив прогулку в кофейне, где обсудили все найденные интересности, собрали воедино всю информацию и подумали, как действовать дальше.

Главный вывод встречи: город можно и нужно изучать. Только так мы помогаем ему раскрываться и обнажать незаметные беглому взгляду проблемы. Например, мы выяснили, что навигация на улице Горького удовлетворяет требованиям лишь частично. Это наталкивает на мысль о фрагментированности развития пространства и, соответственно, необходимости комплексного подхода.

Причём речь не только о навигации, но и качестве среды в целом. По схемам, созданным самими участниками, мы знаем конкретные проблемные места и уже можем анализировать, планировать и предлагать варианты решения. Вроде бы непростой для понимания итог, но появился он всего лишь благодаря прогулке, живому общению и взгляду вокруг.

Надеемся, все кто пришёл на митап, тоже прониклись этим подходом и захотят его применить вновь. В следующий раз мы постараемся предложить менее обширную тему: возможно, это будет мусор на конкретной улице, исследование сквера или что-то ещё. А возможно и вернемся к теме навигации, но с существенными доработками. В любом случае, новая встреча не за горами и мы ждём её с весьма оптимистичным настроем.

Все места, на которые нужно обратить внимание мы собрали на одной карте здесь.

Спасибо всем тем, кто откликнулся и провел этот день вместе с нами. Остаёмся на связи. До следующего митапа!

Фото: Анатолий Никитин, Вадим Мазняк, Роман Овчинников