Ну что, вот и добрались мы наконец до Заозерного. Третья городская прогулка/митап проходила хоть и в дождливую погоду, но ничуть не потеряла в качестве. Более того, перед непосредственно событием мы решили лично пройтись по будущей территории исследования, окинув её своим зорким взглядом. Так в наших митапах появился формат «разведки».
Почему Заозерный? Этот район считается развивающимся жилым массивом Кургана. Здесь преобладает типовая микрорайонная застройка времен советского модернизма, которая сегодня постепенно трансформируется в нечто гибридное, вбирая в себя элементы застройки квартальной. Получается, честно говоря, так себе, но все-таки здесь живёт около ста тысяч человек, поэтому микрорайоны не то что не умирают, а наоборот — динамично стремятся в будущее, проводят праздники с помощью местных активистов и пытаются лоббировать небольшие предложения по решению проблем.
Главная ось Заозерного — 6-полосный проспект Голикова, который распределяет транспортные потоки по микрорайонам и, как оказалось обладает гигантским потенциалом для развития и экспериментов. Например, здесь можно без ущерба создать полноценную велоинфраструктуру. Также здесь есть сквер Мальцева, который по сути — единственное более или менее качественное общественное пространство в радиусе нескольких километров. В солнечную погоду тут много людей, дети катаются на велосипедах и скейтах. Это говорит о потребности в вело- или скейт-парке, ведь за неимением лучшего, жители выбирают именно сквер Мальцева, который для подобных целей не предназначен.
Но давайте вернемся к проспекту Голикова. Первое и самое главное, с чем столкнётся здесь пешеход — необходимость пересечения регулярных внутрирайонных проездов. А значит, речь идёт о качестве сопряжений. Нельзя сказать, что в Заозерном с этим какие-то особые проблемы, но они есть. С другой стороны, качество пешеходной инфраструктуры, по крайней мере, в пределах проспекта Голикова, на многих участках (особенно новых) приличное. Хотя ошибки сопряжения в виде отсутствия бордюрных съездов встречаются нередко:
Бордюрные съезды важны не только для людей с ограниченными возможностями, но и для мам с колясками, и велосипедистов. Последние, кстати, согласно новым правилам, являются гостями на тротуаре, однако мало кто в наших условиях рискует ехать по краю проезжей части. Именно поэтому большинство велосипедистов в Кургане, за отсутствием велоинфраструктуры, перемещаются преимущественно по тротуарам.
Вдоль проспекта Голикова очень много примеров более или менее приемлемых сопряжений:
Но бывают и совсем уж безумные случаи, причиной которых является несогласованность в планировании и благоустройстве. Например, застройщик нового жилого комплекса решил создать позади дома небольшой сквер, предложив вплести его в сложившиеся пешеходные направления. Однако местная управляющая компания отказалась сотрудничать и в итоге получилось вот такое:
К сожалению, подобный дисбаланс крайне часто встречается в наших городах.
Если за пешеходную инфраструктуру в целом можно не беспокоиться, то с незаконной парковкой в Заозерном большие проблемы. Можно сказать, что это беда районного масштаба. Решается довольно просто — установкой ограничивающих конструкций (столбики, полусферы и т.д.) и регулярными рейдами контролирующих органов, но этим надо планомерно и постоянно заниматься. Последствия незаконной парковки на газонах жители города еще очень долго будут ощущать в виде грязи, пыли и, собственно, разбитого грунта:
Еще одна проблема, замеченная нами в ходе прогулки — протоптанные тропинки на газонах. Для неправильных чиновников это головная боль, для правильных — отличный шанс сделать людям подарок и «легализовать» это направление, положив асфальт, плитку, крошку и т.д. Тропы появляются там, где проектировщик не учел (или не захотел учитывать) возможные пешеходные направления.
Люди всегда склонны выбирать более короткий путь, и зачастую это оправдано: вряд ли вам с тяжелыми сумками в руках захочется проходить лишние 100 метров под дождём только лишь потому, что так спроектировал дядя в кабинете. Любые тропинки должны быть легализованы. Часто в городах пытаются их запретить, устанавливая заборы, но это ошибка. Когда мы ставим забор, мы ликвидируем наиболее удобный для пешехода путь, что снижает качество пешеходной инфраструктуры и создает дополнительные преграды на пути людей, а это может быть критичным для маломобильных групп граждан. Если не обращать внимания и оставлять тропинки грунтовыми, то со временем они покрываются лужами, становятся грязными, но все равно используются, несмотря ни на что. Мы же не хотим таких условий для людей?
Кстати, «легализации» подлежат и стихийные пешеходные переходы — места, где люди переходят неширокую проезжую часть по причине удобства, близости объектов или неправильного расположение ближайшего пешеходного перехода. Например, улица Дубынина буквально пестрит такими местами. Некоторые располагаются друг от друга на расстоянии менее 100 метров:
Разумеется, легализовать каждое не получится, но нужно искать компромисс и ни в коем случае не прибегать к установке ограждений.
По ходу прогулки мы находили несколько потенциально полезных для жителей пространств, которые можно использовать. Например, вдоль улицы Дубынина тянется обширная зеленая зона. Ее можно оставить и так, а можно предложить местным жителям создать небольшой сквер с местами для сидения или иными сценариями:
На пересечении улицы Мостостроителей и проспекта Голикова необустроенное пространство в следующем году превратится в сквер с выставкой фотографий. А пока там даже зона парковки от пешеходной никак не отделена — автомобили ездят везде:
Около ступеней супермаркета на глаза нам попался элемент тактильной навигации в виде плитки. Правда, из-за ошибок монтажа, плитка утонула в асфальте и никакой полезной функции уже не выполняет. Хорошая попытка, Илон Маск!
Погода в этот раз выдалась не самая подходящая, поэтому мы сократили изначально запланированный маршрут почти в три раза, сделав небольшой круг по части проспекта Голикова и улице Дубынина. Но если вам интересно увидеть больше, выручит та самая предварительная разведка, о которой говорилось в начале. По ссылке вы сможете найти множество фотографий пешеходной инфраструктуры проспекта Голикова и прилегающих территорий.
Кстати, с навигацией в Заозерном тоже беда, но, кажется, это тема уже отдельного исследования.