Сад барона Розена. Ошибки проектирования и новые сценарии

Сад барона Розена. Ошибки проектирования и новые сценарии

В блоге пойдёт речь о сквере-саде барона Розена и его благоустройстве. Об истории дома декабриста А.Е. Розена (впоследствии — Общественное собрание) читайте на сайте «Культурное наследие города Кургана».

Место называется «Исторический сквер-сад барона Розена». Семья декабриста Андрея Евгеньевича Розена приобрела усадьбу вместе с домом на Дворянской улице (ныне — Советская) в 1832 году, но первый в Кургане и единственный в то время в городе сад был разбит ещё раньше. При покупке дома Розен так его описывал в своих воспоминаниях:

«Дом небольшой с мезонином был тёплый, довольно поместительный, имел большой сад, разведённый на целой десятине, с крытою аллеей из акаций и с тенистыми берёзами и липами».

Впоследствии уже сам Розен посадил в саду новые сорта декоративных и фруктовых деревьев, устроил цветники. Занимался он и наукой: проводил скрещивание местных диких сортов фруктовых деревьев с культурными. Горожане обращались к нему за семенами и советами по уходу за деревьями.

В 1895 году в Кургане проходила сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка Западной Сибири и Урала. Павильоны выставки располагались на территории уже бывшей усадьбы Розена и прилегающего к ней Бакиновского переулка (ныне — улица Володарского), то есть как раз на месте теперешнего сада барона Розена.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

После того как помещения бывшего дома декабриста А.Е. Розена заняло Общественное собрание (с 1891 года), сад на его территории получил статус городского. В 1955 году он был капитально благоустроен.

С тех пор прилегающие кварталы многократно перестраивались (особенно активно после 1970-х годов), в том числе был частично застроен и сам сад. В 2018 году его в очередной раз благоустроили по федеральной программе «Формирование комфортной городской среды».

Ограждение вокруг сада появилось давно. И если раньше это было невысокое чугунное ограждение, то в 2000-е годы здесь поставили забор, а в 2018 году сделали калитки, видимо, для того, чтобы закрывать сад на ночь.

Ошибки проектирования общественного пространства видны при входе — угол створки калитки мал, она не открывается до конца, поэтому заходить/выходить в сад со стороны улицы Володарского можно только по одному человеку. Есть риск вытаптывания газона на углу.

Со улицы Максима Горького тоже сделали калитку. Проход очень узкий.

И если наличие забора в той части сада, где находится дом декабриста А.Е. Розена (в нём сейчас детская школа искусств), понять (но не принять) можно — обосновывая мнимой безопасностью — то на остальной части сада он не нужен — из-за небольших размеров общественного пространства, возникает ощущение нахождения в клетке.

К сожалению, при благоустройства сада забыли про безбарьерную среду. Удивительно, почему такое происходит в 2018 году.

Центральным элементом сквера-сада барона Розена стала кованная арка, стилизованная под XIX век. По крайней мере, так считают авторы проекта. Её предназначение — быть фоном для фотографий. Опять же, маломобильным гражданам к ней не подойти — арка стоит на ступенчатом постаменте. Серые бортовые камни (поребрики) пространство не красят, к тому же диаметр окружностей постамента непропорционален самой арке.

Вокруг арки расставили лавочки, их здесь аж целых восемь. Неизвестно, чем вызвано именно такое количество, но создаётся визуальное нагромождение.

Возле каждой лавочки ещё и по урне поставили. Всё вместе выглядит некрасиво, нет ощущения порядка, будто мебель расставили вдоль стен комнаты, чтобы осталось место просто пройти.

Ещё одним декоративным элементом сада стала беседка. В ней ничего нет, она совершенно пустая. Как она будет использоваться? Как место для курения? Но в ней нет даже урн. Напротив беседки поставили две лавочки. Для чего? Чтобы сидеть и смотреть на тех, кто внутри беседки? Пожалуй, это самое спорное нововведение при благоустройстве.

Пол внутри беседки выложен из мрамора, но крайне неаккуратно. Часть в центре собирали из осколков.

Задний двор отдан под парковку и контейнерную площадку.

Интересно, что и с Советской улицы, и с Володарского установили ворота, а вот кто будет их регулировать, ещё предстоит выяснить.

Перед входом в здание школы искусств осталась небольшая площадь, что в данном случае скорее правильно — не нужно слишком нагромождать этот крохотный сад.

Одна из основных ошибок проектирования пространства — углы: острые, прямые, тупые. Такие места необходимо максимально сглаживать, в противном случае участки газона рядом с углами будут вытаптываться (человек ведь всегда ищет наиболее короткий путь).

Вдоль одной из аллей расставили декоративные мольберты. Планируется, что на них будут развешивать картины, а также учащиеся школы искусств будут использовать их при выходе на пленэр. Кстати, это единственный новый сценарий использования сада.

А вот вдоль дорожки следовало бы сделать дренаж или хотя бы отсыпать полоску гравия, иначе вся грязь после дождя и таяния снега вытечет на тротуар. Это большая ошибка.

Благоустройство 2018 года коснулось части сада перед домом декабриста Розена. В старой части (с фонтаном) заменили только лавочки и фонари.

С количеством урн в саду, конечно, перебор. Не все лавочки на момент фотосъёмки были установлены.

Сам фонтан уже давно не работает и превратился в клумбу.

Во время работ по благоустройству сада барона Розена было снесено большое количество деревьев, и сейчас ему сильно не хватает в первую очередь именно озеленения. Конечно, здесь высадили саженцы, но как показывает практика, большая их часть не приживается и погибает. При озеленении значимых общественных пространств лучше закупать взрослые деревья.

По большому счёту, сейчас сад барона Розена никакой не сад — здесь нет ни плодовых деревьев, ни цветников, ни декоративных кустарников. Поэтому его всё больше и в прессе, и горожане называют сквером. И всё же лучше использовать слово «сад», ведь по-настоящему городских садов в России осталось мало, и если в памяти горожан останется это понятие как элемент городской среды, есть шанс на его возрождение.


Александр Бурнашов