Почему в историческом центре Кургана ДТП происходят реже?

Давайте рассмотрим карту очагов аварийности на улицах Кургана по данным ГИБДД, которую удалось найти в Программе комплексного развития транспортной инфраструктуры до 2028 года. Если проанализировать изображение, прослеживается тенденция: наибольшее количество очагов ДТП находится на дорогах общегородского значения, а также загруженных городских перекрестках. Это зоны постоянной опасности, часть из которых к 2018 году уже регулируется камерами видеофиксации — там них удалось снизить число нарушений. Есть и другая закономерность: на карте видны даже не отдельные улицы, а целый районы с низким количеством очагов аварийности. В первую очередь, это частный сектор — Западный, Восточный, Северный, Рябково и периферийные районы, вроде Вороновки, поселка ТЭЦ и нескольких микрорайонов Заозерного. Малое количество происшествий в них объясняется относительно слабым и оптимально распределенным внутренним трафиком.

Однако на этой карте можно найти еще одну интересную особенность, в которой кроется подсказка для решения большинства дорожных проблем. В список районов с наименьшим количеством очагов аварийности также входит и… исторический центр Кургана! Как же так? Там что, живет мало людей, или там редко ездят автомобили? Как раз наоборот: центр города всегда стягивает на себя транспортные и пешеходные потоки, а также выполняет важнейшую транзитную функцию. Более того, в центре нет заборов на большинстве перекрестков, ограждений, кое-где пешеходные переходы нерегулируемы, иногда даже не обозначены стоп-линии! Тогда каким образом ему удается вставать в один ряд с периферийными «спальниками», в которых по некоторым улицам даже десяти машин в день не проезжает? Почему же, несмотря на отсутствие ограждений, там очень мало ДТП? Ведь только ограждения и запреты для пешеходов могут решить проблему!

Оказывается, у улично-дорожной сети исторического центра есть одна особенность: на ней успокоен трафик. Плотная сетка кварталов, компактная историческая застройка, узкие улицы, малые радиусы поворота на перекрестках, плотно припаркованные автомобили по обеим сторонам — все это способствует снижению скорости проезда перекрестков. При снижении скорости угол обзора водителя расширяется и повышается уровень внимательности, поэтому многих конфликтов удается избежать. Аналогичное свойство характерно и для пешеходов: на узких улицах им легче ориентироваться в дорожной обстановке. Это накладывает своеобразный «ритм центра», где пешеходы чувствуют себя более комфортно, а водители едут спокойней, не обгоняют, меньше нервничают и т.д. — все это приводит к успокоению трафика и, как следствие, снижению аварийности. Ну а далее улицы становятся удобнее, количество пешеходов на них увеличивается, появляется импульс к развитию местного бизнеса — город живет. И это на самом деле главная подсказка, которая никак не дойдет до ГИБДД: единственный путь к безопасности и снижению аварийности — успокоение трафика, удобная пешеходная инфраструктура и видеофиксация нарушений. Никаких других способов в мире еще не придумано. Никакие подземные переходы и заборы на перекрестках не выполняют своей функции: они лишь временно облегчают проблему, не решая ее комплексно.

Вы спросите: ну как можно сравнивать узкие улицы центра и широкие проспекты, вроде Машиностроителей? Каким образом успокоить трафик там? Очень просто: нужно использовать островки безопасности, позволяющие уменьшать ширину проезжей части, уменьшать радиусы поворота, снижать скорость автомобилей и создавать площадки для отдыха пешеходов. С ними проезжая часть во-первых становится безопасней и гуманней, а во-вторых, можно не бояться за одновременный разрешающий сигнал для транспорта и пешеходов: никто никого не собьет, никто не будет перебегать, никто не будет гнать на повороте, да и заборы ставить уже не нужно. Даже светофорные фазы можно будет выбрать более эффективно, ведь теперь не придется выделять общий разрешающий сигнал для пешеходов, как это у нас часто делают.

Что еще важно. Использование островков безопасности в России сильно ограничивается абсолютно идиотскими нормативами, согласно которым, ширина проезжей части для оборудования островка должна составлять не менее 7,5 метров. Необходимо этот норматив убрать и разрешить устанавливать островки на любых улицах, где позволяет ширина двух встречных полос. Также нужно ввести ограничение максимальной скорости движения в городе до 50 км/ч. Тогда мы получим намного более безопасные и спокойные улицы, аналогичные историческим центрам. Разумеется, этого недостаточно в проекции всей транспортной системы города, но это уже уверенный шаг вперед.

После этого ужасные перекрестки с заборами и десятками метров проезжей части в ширину, которые выглядели так:

… будут выглядеть так:

… или так:

Вот и все. И не надо втыкать никакие заборы и рыть подземные переходы — это технологии бронзового века, доказавшие свою неэффективность. Те, кто так делает, просто не имеют понимания того, что такое эффективное транспортное планирование.

Роман Овчинников — 2018

Подписывайтесь:

Вконтакте

Фейсбук

Твиттер

Инстаграм

...