Почему не строят велодорожки, но строят дороги?

Почему не строят велодорожки, но строят дороги?

Вас все еще удивляет, что в целом в России не развивается велосипедная и вообще альтернативная транспортная инфраструктура? В дороги вливают миллиарды, а на несчастную велополосу не находится ни копейки? Думаете, это странно? Смотрите!

Сколько денег в 2018 году выделят на дороги Кургана?

— В бюджете города Кургана на 2018 год предусмотрены ассигнования на дорожное хозяйство за счёт средств дорожного фонда Курганской области в сумме 440,9 млн. рублей. Кроме того, на развитие улично-дорожной сети за счёт средств бюджета города Кургана планируется направить 51,6 млн. рублей. Речь идет о расходах на дорожное хозяйство, речь идёт не только о строительстве дорог, их содержании, ямочном ремонте и так далее. В эту же статью включены обустройство пешеходных переходов, установка и замена светофорных объектов, разметка, то есть большой комплекс работ, направленный на развитие дорожного хозяйства.

А теперь внимание! Сколько из этих 500 млн. рублей выделено на развитие велоинфраструктуры? Правильно: ноль. Но это мы все знаем: чиновники не считают велосипед за полноценный транспорт, сами ездят на автомобилях, у нас 5 месяцев зима, кто будет их чистить и т.д. Предпосылки понятны, эти вопросы решаемы.

Важно другое. Какой эффект произвела информация о том, что в этом году единственная курганская велодорожка не будет отремонтирована? Велосипедисты разочаровались, но в целом прошло тихо. Кстати, примерно то же самое случается при похожей ситуации в общественном транспорте (рост цены на проезд, ликвидация маршрутов, снижение финансирования и т.д.): люди тихо огорчаются и продолжают ездить. А теперь представьте, если бы такая же новость коснулась автомобилистов — они бы узнали, что в этом году не залатают ни одной ямы в городе. И в интернете, и в реальности поднялся бы такой вой, поддержанный местными СМИ, что это дошло бы до публичных писем Президенту, митингов на памятнике Ленину и забастовок на дороге. Областной бюджет пришлось бы корректировать в любом случае.

Чему нас учит такое сравнение? Автомобильное лобби всегда самое громкое, огульное и злостное. Именно оно способно пробить любые преграды, отправить бабушек и мам с колясками в подземные переходы, уничтожить общественный транспорт, закрыть глаза на ущерб сотням тысяч людей. Автомобильное лобби — большая проблема России, заставляющая дорожные фонды расти как на дрожжах и уничтожать региональные бюджеты. Что было бы если бы полмиллиарда рублей в год получал общественный транспорт, медицина или городская среда? Вы бы жили в лучшем городе планеты. Но эта колоссальная сумма ежегодно закапывается в асфальт, которого все равно всегда мало и который все равно придется чинить в следующем году.

Это и ответ на вопрос: почему новость о том, что в этом году единственную велодорожку не будут чинить, прошла тихо и незаметно. Пока мы не победим автомобильное лобби, как это сделали развитые страны, мы не сможем оптимизировать бюджет. Пока мы будем строить 6-, 8-, 12-полосные шоссе, не зная на что их потом содержать — мы не начнем жить хорошо.

Кстати, если вы не верите, что в России с ее климатом и чиновниками нельзя создать качественную велоинфраструктуру — посмотрите на город Альметьевск в Татарстане, который смог.

Фото: http://uralpolit.ru

Роман Овчинников — 2018